Б.Н.Кутелия
Институт социологии РАН, г. Москва
Между космо- и идеократией: российская демократия в условиях глобализации
(Всероссийская конференция - Глобализация, федерализм и региональное развитие, Адлер, Шепсы, 20-21 сентября 2001 г. Изд. Тюменского гос.университета, 2001, с.25-26.)
1. Феномен Человечества
Выдающийся
грузинский социолог Михако Церетели в начале прош-лого века отмечал,
что человечества в его социологическом понимании тогда не существовало
[Baton. Нация и человечество, Тбилиси, 1910]. Было определенное
множество народов и обществ, населяющих земной шар, но часть из
них не взаимодействовала с другими частями. Ни Британская империя,
распространившаяся по всему шару, ни другие представители европейских
культур разбросанные по разным континентам, ни Российская империя,
охватывающая огромную территорию не включали в своих социальных
связях все человечество. На протяжении многих веков некоторые
народы, вытесненные из своих родных земель, расселились по многим
частям земли, образуя нити глобальных взаимосвязей. Но и они,
естественно не были всем человечеством. На протяжении всей истории
были отдельные личности и активные группы, мечтающие распространить
свое влияние или принести "добро" всему роду человеческому.
Но и они были ограничены средствами перемещения в пространстве
или географическими картинами мира. По мнению Церетели, социальные
индивиды и группы, даже целые нации или империи не могли именоваться
человечеством, пусть даже если ареной их деятельности было все
известное обитаемое географическое пространство. Видимо, для него
в определении человечества важнее было глобальное социально-культурное
взаимодействие а не воздействие.
За прошедшие почти сто лет после предположения Церетели, что тогда
человечества, как социального целого не существовало, картина
значительно изменилась. Сегодня вряд ли найдется самый что есть
малый уголок планеты, население которого в какой-нибудь степени
не зваимодействовало с остальными. Так что, отрицание существования
человечества как социальной категории сегодня имеет меньше основании.
Но человечество стало явлением социальным не только потому, что
изменения в той или иной области человеческой деятельности в одной
стране обязательно повлияют на положения в другой, и не только
потому, что события почти мгновенно становятся доступными для
миллионов жителей самых отдаленных уголков. Оно цельно еще и потому,
что в масштабах планеты появляются объединения людей, стремящиеся
устанавливать с человечеством такие же властные отношения, какие
раньше были у подобных групп в отдельных деревнях, городах, странах.
Т.е., человечество существует постольку, поскольку все составляющие
его люди, группы, этносы, нации, культуры и цивилизации, государства
и народы характеризуются культурными, экономическими, социальными
и властыни взаимоотношениями. Это факт лишь последней четверти
века.
2. Две модели глобализации
Параллельно становления социологического содержания человечества протекал и процесс глобализации. В целом это расширение человеческого кругозора до масштабов всей планеты и сужение социального пространства, где отдаленные друг от друга культуры становятся соседями. Этот естественный процесс сопровождается унификацией некоторых сфер человеческой деятельности, таких как экономика, финансы, политика … Подобно тому, как некоторые социальные агенты, действующие в рамках ограниченной территории идентифицировали себя со всем человечеством, в сегодняшнем доступном (в результате сужения) планетарном пространстве возникают социальные акторы, претендующие на определяющую, ведущую роль во вновь возникшей социально-культурной совокупности ("партия наш рулевой"). Образуются как бы две модели глобализации - естественное соседство планетарного человечества, со своим социальным и культурным многообразием, и стремящая утилировать его унифицирующая прослойка.
>
3. Космократия и демократия
Подобно тому, как объединение наций в одно государство даже при модернистских государств-наций не превращало их в одну нацию или этническую группую, становление единого человечества не означает формирования его однообразной структуры. Подобно тому, как это было в отдельно взятом модернистском государстве, претензии некоторых групп, стремящихся к установлению доминирующих отношений на уровне человечества не вызывает одобрения у многих составляющих человечество частей. Здесь встает вопрос демократии и участия в делах расширенного социального пространства. Современная модель участия через репрезентацию, оправдавшая себя в Западных обществах требует существенного развития для удовлетворения новых требований. Иначе, новая планетарная элита превращается в космократию, похожую, в лучшем случае, на аристократию, а в худшем, на бюрократическую плутократию.
4. Российский номенклатурный корпоративизм между космо- и идеократией
Российская
государственность последних нескольких сот лет вместе с несколькими
другими государствами представляла модель глобализирующего мира.
Проблема участия и представительства здесь решалась таким образом,
что представительство разных ее частей осуществлялось без их участия.
Российская элита, являлясь "космократической" прослойкой,
представляла собственные же интересы в виде идей национального
покровительства или социальной справедливости. Решение данной
проблемы связано не столько только с принятием Западного опыта,
сколько с развитием активизации участия составляющих частей, что
и была первоначальной движущей идеей начала 90-х.
1. Михако Церетели. Нация и человечество
2. Фитусси
3. Дюкло
4. Кастеллс
5. Засурский
6. Уоллерстайн
7. Бауман
8. Кутелия. Ревиртуализация
9. Социальное расслоение и социальная мобильность, М: "Наука",
1999
10. Кутелия. Кому жить хорошо